Мошенники требуют перезаключать договоры в связи с терактом в Крокус Сити Холле. Случившаяся трагедия не отпускает умы аферистов: они разрабатывают всё более изощрённые сценарии обмана и наживаться на россиянах.
Преступники притворяются сотовыми операторами и настойчиво предлагают перезаключить договоры на обслуживание. Аргументируют срочность некими проверками после теракта в Москве. Если жертва соглашается следовать инструкции, то мошенник настраивает переадресацию СМС и получает возможность подтверждать вход в её мобильный банк и переводить деньги.
В ответ на вопросы россиян о нововведениях аферисты рассказывают, что до теракта договоры были бессрочными, а теперь требования ужесточились. Преступники также упоминают некое постановление Минцифры, в соответствии с которым операторы обязаны проверять номера клиентов и перезаключать договоры с абонентами. Сделать это невозможно без знания кода из СМС.
Как бы правдоподобно ни звучала легенда, не ведитесь! Помните, что договоры не перезаключаются дистанционно по звонку сотрудника или в переписке с ним! Все действия необходимо выполнять лично непосредственно в отделении сотового оператора.
Преступники представляются сотрудниками МФЦ. Устроена схема обмана так:
- мошенник звонит человеку и сообщает, что на его имя в МФЦ поступил пакет документов, при этом называет настоящий адрес МФЦ, находящегося недалеко от домашнего адреса этого человека;
- преступник спрашивает у человека, придет ли он за письмом в МФЦ лично либо ему будет удобнее получить его на почту по месту прописки;
- разумеется, большая часть граждан выбирает второй вариант, на что аферисты сообщают: «Сейчас в СМС вам придет номер данного отправления, продиктуйте его»;
- в СМС-сообщении высылается не номер отправления, а код подтверждения авторизации или регистрации на каком-либо сервисе (к примеру, на сайте Банки.ру или портале Госуслуг);
- если продиктовать код, злоумышленник завладеет доступом к аккаунту гражданина и будет использовать этот аккаунт в своих неблагородных целях.
Аферисты соединили несколько старых схем обмана — получилась новая:
- преступники звонят человеку и говорят, что договор на услуги связи завершится в ближайшее время: для продления необходимо продиктовать код из СМС;
- после того как гражданин диктует код, злоумышленник сознаётся, что всё происходящее – обман, и сообщает, что теперь у него есть доступ к личному кабинету гражданин на Госуслугах;
- сразу после этого разговора звонят люди, выдающие себя за сотрудников Росфинмониторинга, Госуслуг и полиции. Они сообщают, что ловят преступников и могут спасти только что украденные деньги (либо аннулировать только что оставленную мошенниками заявку на получение кредита). Разумеется, лжесотрудники Росфинмониторинга, Госуслуг и полиции предлагают оформить зеркальные кредиты или перевести деньги на «безопасные счета Росфинмониторинга»;
- под разными предлогами мошенники убеждают жертву загрузить программу удалённого доступа, чтобы завладеть возможностью управлять смартфоном. Программа удаленного доступа может быть замаскирована под программу-антивирус либо приложение, «помогающее отслеживать действия недобросовестных сотрудников банка, работающих по договоренности со злоумышленниками».
Подобные программы применяются мошенниками, чтобы узнать, сколько у человека на счету средств. Разумеется, такое знание позволяет аферисту выстроить с жертвой доверительные отношения, так как многие россияне считают, что информацией о балансе могут владеть лишь спецслужбы и работники банков и т.д.
Программа удаленного доступа также отслеживает проступающие СМС-коды и push-уведомления.
Если человек следует указаниями мошенников, то собственноручно вместо спасения денег переводит их преступникам.
Напоминаем, что ни у Росфинмониторинга, ни у полиции, ни у Госуслуг, ни у банков нет безопасных и зеркальных счетов! Сотрудники упомянутых структур не решают с гражданами проблемы по телефону. Сохраняйте бдительность и трезвость мышления!