Яндекс.Метрика
Новости
Чт. Май 2nd, 2024

«Создатель» — возможно, главный научно-фантастический фильм года

By Volkodaw22/11/1965 Окт10,2023

За красивой картинкой — кладезь отсылок.

«Создатель» — возможно, главный научно-фантастический фильм года

В прокат вышел фильм «Создатель» — впечатляющая картина об искусственном интеллекте, человеческой жестокости и повторении истории.

Его режиссёр — Гарет Эдвардс («Изгой‑один: Звёздные войны. Истории», «Годзилла»). Он же выступил сценаристом совместно с Крисом Вайцом («Муравей Антц», «Американский пирог», «Сумерки. Сага. Новолуние»).

В главных ролях снялись Джон Дэвид Вашингтон («Довод»), Джемма Чан («Вечные») и другие.

В 2055 году искусственный интеллект, которому человечество даёт всё больше полномочий, сбросил атомную бомбу на Лос‑Анджелес. С тех пор власти США ввели полный запрет на ИИ в своей стране и объявили войну государствам, которые не поступили так же. В 2070 году американская разведка выясняет, что учёный из Новой Азии придумал самый сильный ИИ в истории. Для его устранения США направляет на задание бывшего агента, когда‑то работавшего в этих местах под прикрытием. Он пытается выполнить миссию, но сомневается, чью сторону нужно занять в этом конфликте.

Внятный антивоенный посыл

Сколько бы стартовые титры ни намекали на вину ИИ в человеческих бедах, с первых же сцен ясно, что люди куда опаснее. По мере развития сюжета этот тезис становится всё более отчётливым.

Для его демонстрации Эдвардс прибегает к использованию уже известного конфликта.

По сути, весь сюжет «Создателя» — это футуристическая интерпретация войны во Вьетнаме.

Режиссёр связывает действия США в Новой Азии с войной во Вьетнаме даже через даты — в обоих случаях начало вторжения происходит в 65 году (просто с разницей в 100 лет).

«Создатель» отлично демонстрирует последствия войны для тех, кто в ней как будто и не участвует. Американская армия постоянно говорит, что сражается только с ИИ, а не с людьми, но, естественно, убивает кучу гражданских. Ну а демонизация врага как будто даёт агрессору право на любую жестокость. И эта проблема остаётся неизменной даже в ситуации, когда меняются время и технологии.

Знакомые элементы

«Создатель» — редкий научно‑фантастический фильм, в основе которого нет игры, комикса или книги. Однако это не значит, что он отличается оригинальностью. Даже при невнимательном просмотре можно заметить 10–15 источников вдохновения. И они формируют не отдельные сцены или героев, а сам мир картины.

«Создатель» больше чем наполовину повторяет сюжет «Апокалипсиса сегодня». Локация, сомневающийся военный, неоднозначный злодей — знакомых элементов слишком много. Это, конечно, увлекательно, но достичь того же уровня инфернальности «Создатель» не может — всё-таки «Апокалипсис сегодня» слишком шедевр. Разве что посыл «Война — это ад» воспроизводится с той же яростью.

«Создатель» — возможно, главный научно-фантастический фильм года

Кадр из фильма «Создатель»

Однако американские военные в «Создателе» напоминают не живых напарников Уилларда, а бессердечных злодеев из «Аватара» — и это не только факт, но и упрёк, уж слишком бесчеловечными они получились.

Что касается технологической стороны картины, то она опирается на «Бегущего по лезвию» с его вопросами о различиях между людьми и искусственными существами, а также самоидентификацией в этом мире. Но если у Ридли Скотта (или Денни Вильнёва) технологии вплетались в жизнь, то «Создатель» слишком часто сворачивает на путь «Довода». Вроде бы персонажи уже привыкли к миру с ИИ, но каждый раз удивляются его существованию.

Слишком большое количество знакомых элементов может разозлить, если вы хотели чего‑то оригинального. Но если воспринимать их как постмодернистскую игру, в ходе которой зритель может угадывать знакомые сюжеты, то получается интересно — это один из самых оммажных фильмов последних лет.

Невероятная картинка

В ленте очень много CGI‑графики, но она совсем не мешает. Это редкий пример боевика, где дорисованные элементы не выбиваются из общей картинки, а потому не выглядят как что‑то искусственное. Особенно это впечатляет, когда натуралистские сцены с природой на постпродакшене сливаются с роботами и всякими футуристическими летающими аппаратами.

Если говорить только про аудиовизуальный ряд, то это один из лучших фильмов года. Однако внутреннее наполнение часто подводит.

Пустота к концу

Почти весь фильм слышны звуки стрельбы, а сюжет строится на бесконечных перемещениях и погонях. Постоянное повышение напряжения приводит к проблемам примерно в середине фильма. Это общая особенность подобных блокбастеров — иногда они «перегреваются». В итоге на первый план выходит всё то, что в первые 60–70 минут окружало напряжённый сюжет, а это не лучшая часть «Создателя».

Вопросы этики и нравственности, возникающие в начале, постепенно просто отметаются — сценаристы от них отказываются в угоду экшену.

Например, моральные дилеммы, проговорённые на первых минутах, так и не получают развития. Пока сюжет вовлекает и зомбирует, это не проблема, но стоит отвлечься от бесконечных погонь, как начинает ощущаться эмоциональная и этическая пустота картины. Как будто кто‑то сначала пообещал поразмышлять о человеческой природе, но свёл всё к формуле «люди хуже технологий» и на этом закончил.

Своей внутренней пустотой «Создатель» удивительно сильно напоминает «Довод» Нолана. Как только вы до конца понимаете технологии фильма, то сразу же замечаете не очень удачно прописанные человеческие отношения. Чем дольше получится оставаться под магией прекрасных визуальных образов, тем больше картина понравится — кажется, что то же самое можно сказать и про «Довод».

Если всё же продолжить аналогию с «Апокалипсисом сегодня», то из главного героя никак не получается сложный капитан Уиллард, да и искусственный интеллект не подходит на роль полковника Курца, который заставлял зрителя сомневаться во всём. Картина Гарета Эдвардса проще.

«Создатель» — возможно, главный научно-фантастический фильм года

Кадр из фильма «Создатель»

«Создатель» — красивый и действительно интересный фильм, который не всегда выдерживает свою серьёзность. Заходя на территорию сложных вопросов, Эдвардс бросает в зрителя несколько тезисов, а потом будто забывает, что они были. Но это не мешает картине приносить удовольствие — как визуальным рядом, так и неожиданными отсылками.

Источник

Related Post

Добавить комментарий