Россияне начинают думать о покупке подарков родным и близким: в своём ожидании праздника они не одиноки — аферисты тоже с нетерпением ждут приближения предновогодней суеты, чтобы обмануть как можно больше граждан. Вот несколько популярных мошеннических сценариев:
Преступники выдают себя за работников мобильных операторов: делают они это для того, чтобы получить доступ к номеру жертвы, а затем войти в личные кабинеты банков, «Госуслуг» и иных сервисов.
Работает схема так:
- Мошенники звонят гражданам, представляясь сотрудниками телеком-компаний и говорят, что на телефонный номер собеседника подана заявка о смене оператора.
- Потенциальная жертва отвечает, что никаких заявок не оставляла. Злоумышленники предлагают сменить пароль в личном кабинете «для обеспечения безопасности номера».
- Гражданин получает сообщение с кодом сброса пароля с официального телефона оператора. Преступники просят продиктовать цифры. Таким нехитрым способом у них появляется доступ к номеру жертвы.
- Помните, что работники телеком-компаний не требуют диктовать им коды или отправлять какие-либо сведения на другие номера. Если мошенник получил доступ к Вашему номеру телефона, незамедлительно свяжитесь со службой поддержки своего оператора любым удобным способом.
Злоумышленники модернизировали схема обмана для получения доступа к «Госуслугам». Необходимость проходить двухфакторную верификацию при входе в личный кабинет на сайте Госуслуг усложнили аферистам задачу: похищать данные россиян стало труднее. Теперь преступники всё чаще пользуются инструментами социальной инженерии. Обновленная схема выглядит так:
- Гражданин получает электронное письмо, СМС, сообщение в мессенджере или социальной сети о том, что его аккаунт на «Госуслугах» заблокирован или вовсе взломан. В сообщении также указываются номера телефонов службы поддержки, позвонив на которые, якобы можно вернуть доступ к профилю.
- В процессе разговора (если гражданин звонит по указанному номеру) собеседник требует продиктовать код для двухфакторной аутентификации либо отправляет ссылку на программу, загрузка которой поможет зайти на «Госуслуги».
- Независимо от способа входа, персональные данные россиянина, находящиеся в его личном кабинете на сайте Госуслуг, становятся доступны мошенникам. Обладая сведениями, преступники могут добраться до банковских счетов граждан и взять на их имена займы.
Что делать, если взломали Ваш личный кабинет на сайте Госуслуг?
Восстановить его можно в Центре обслуживания клиентов и в некоторых банках: их адреса размещены найти на сайте Госуслуг. Для того чтобы ознакомиться с информацией входить в личный кабинет необязательно. Одновременно с восстановлением доступа важно обратиться с заявлением в полицию.
С декабря 2022 года Роскомнадзор предотвратил порядка 400 млн мошеннических звонков. Помогла ему в этом новая система «Антифрод»: разработка позволяет усиливать контроль за телефонными вызовами в РФ и выявлять подменные номера. Изначально при запуске, в декабре, в течение суток «Антифрод» обнаруживал порядка 1,5 млн звонков аферистов. В июле число таких вызовов увеличилось на 21% (в сравнении с июнем) и составило почти 73 млн. Сейчас к «Антифроду» подключены все крупные операторы мобильной связи: Билайн, МегаФон, МТС и Tele2. В среднем атака мошенников на абонента продолжается в течение трёх минут. Самую долгую за всё время наблюдений атаку зафиксировал Билайн: злоумышленник пытался дозвониться до потенциальной жертвы на протяжении трех часов: он выполнил 1 430 попыток вызова — все они были заблокированы.